Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании. Проблема наркоманий является одной из наиболее актуальных как для здравоохранения, так и для общества в целом. Это обусловлено тяжелыми медицинскими и социальными последствиями злоупотребления психоактивными веществами.

В городе Минске под наблюдением врачей психиатров-наркологов в настоящее время находится 5396 пациентов, которые употребляют наркотические средства (в том числе женщин 1082 человек или 19,87%), из них больных наркоманией и потребителей наркотических веществ – 5065(93,87%) человек, больных токсикоманией и потребителей психоактивных веществ, не отнесенных к наркотикам – 331(6,13%). Среди наблюдаемого наркологической службой контингента имеет место следующее распределение по употребляемым наркотическим веществам: опий – 51,98%, героин – 1,83%, метадон – 2,54%, каннабис – 13,97%,  седативные средства – 0,74%, стимуляторы – 11,68%, галлюциногены – 0,02%, полинаркомания – 12,56%, клей «Момент»/летучие растворители/- 1,48%, др. в т.ч. курительные смеси – 3,19%.

Распределение больных потребителей наркотических средств и психоактивных веществ по возрасту: 11-15 лет – 0,06%, 16-18 лет – 0,19%,19-20 лет – 5,24%, 21-25 лет – 29,74%, 26-30 лет – 33,27%, 31-35 лет – 22,37%, 36-40 лет – 6,75%, 41-50 лет – 2,17%, 51-60 лет – 0,19%, свыше 60 лет – 0,04%.

Социальный состав: ученики школ (лицеев, гимназий) – 0,09%, учащиеся ПТУ – 0,61%, студенты техникумов – 0,35%, студенты ВУЗов – 0,59%, не учатся и не работают (до20лет) – 7,52%, работают – 48,65%, не работают (старше 20 лет)- 42,18%.

Образование: высшее – 1,28%, среднее специальное – 35,73%, среднее – 55,11% человек, неполное среднее – 7,88%.

Семейное положение: холост (незамужем) – 53,39%, женат (замужем) – 30,63%, разведен (разведена) – 13,55%, вдовец (вдова) – 2,43%, живет вместе с родителями – 46,89%, живет отдельно от родителей – 43,22%, воспитывается в неполной семье – 18,96%.

Отношение к судимости: судим однократно – 22,15%, два и более раз – 35,95%, судимость связана с наркотиками – 32,60%, судимость не связана с наркотиками – 19,94%.

Часть потребителей психоактивных веществ избегает обращаться за медицинской помощью.

Каковы причины возникновения наркомании?

Предпосылки и мотивы потребления наркотиков следующие:

Конституционально-биологические условия:

  • Любопытство, эксперимент над своим состоянием – молодые люди пропускают тот порог, когда ещё можно бросить, думая, что легко расстанутся с пристрастием в любой момент и незаметно переходят в ту фазу, когда не осознают вреда, наносимого наркотиками.  Психологически нездоровая обстановка в семье может послужить катализатором к общению с людьми, употребляющими психоактивные вещества.
  • Неадекватная оценка своего состояния и состояния микросреды и вследствие этого потребление наркотика для нейтрализации отрицательных эмоций.
  • Наследственная отягощённость психическими или наркологическими заболеваниями.
  • Причиной употребления наркотиков может быть бунтарство, которое является формой протеста против тех ценностей, которые исповедует общество и семья. Действуя импульсивно, подростки, прежде чем подумать, совершают поступок, чаще всего социально неприемлемый.

Социально-экономические условия:

  • Восприятие наркотиков как атрибута независимой жизни, как единственного пути для решения проблем.
  • Открытая или скрытая реклама в СМИ культуры потребления наркотиков.
  • Широкое распространение употребления психоактивными веществами в данной местности.

Косвенные признаки употребления наркотиков:

Употребление наркотиков сначала носит эпизодический характер и поэтому изменения в поведении могут носить неярко выраженный характер:

  • снижение интереса к учебе у подростков и обучению у молодежи;
  • снижение интереса к обычным увлечениям в связи с переключением интересов к группе употребляющих психоактивные вещества;
  • отчужденность, скрытность, лживость, уходы из дома, стремление украсть деньги;
  • наличие атрибутов, указывающих на переключение интересов на наркотики (пакетики, использование в речи жаргонов о наркотиках,шприцы и др.). Явные признаки употребления психоактивных веществ:
  • поведение вследствие употребления психоактивных веществ может изменяться от эйфории и благодушия до агрессии, могут развиться галлюцинации.
  • воздействие психоактивных веществ на человек может побуждать совершать действия, ранее не характерные для него;
  • раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей (беспричинный кашель, покраснение глаз);
  • чрезмерное сужение или расширение зрачков;
  • симптомы передозировки психоактивных веществ вплоть до остановки дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности;
  • симптомы зависимости от психоактивных веществ и симптомы отмены («ломки»);  наличие следов от инъекций на теле в области кровеносных сосудов.

Последствия употребления наркотиков:

  1. В первую очередь наркотики поражают мозг человека, что в последующем приводит к необратимым изменениям в структуре мозга.
  2. Состояния отмены психоактивных веществ сопровождается нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы (гипертонические кризы, аритмия), что приводит к развитию сердечно-сосудистой патологии.
  3. Снижение иммунитета приводит к более длительному течению различных заболеваний.
  4. При бесконтрольном использовании шприцев у потребителей наркотиков, возникает опасность распространения таких инфекционных заболеваний как ВИЧ, парентеральные гепатиты и другие заболевания передающиеся через кровь.
  5. Личностные изменения у больных наркоманией приводят к разрушению социальных связей. 6. Нарастающие психические нарушения без медицинской помощи приводят к деградации личности, сужается круг интересов – все мысли сосредотачиваются на наркотиках. Человек может совершать преступления для оплаты психоактивных веществ.

Меры профилактики у детей

  • необходимо чаще беседовать с детьми, подавать им личный положительный пример, стимулировать их самостоятельность и независимость
  • учить ребенка умению противостоять негативным соблазнам (любым!);
  • информировать о реальных последствиях употребления наркотических средств;
  • формировать у подростка навыки анализа и критической оценки информации, умение принимать правильные решения;
  • приобщать детей и подростков к культурному и (или) активному отдыху в свободное время.